Статус "Казачье"
Региональный компонент дошкольного образования
«Двадцать три года назад Россия, спустя почти семьдесят лет, вновь увидела на своих улицах и площадях казачьи лампасы, бешметы, шапки, папахи. Теперь-то это уже стало попривычней. Но всё чаще и чаще возникает вопрос: а кто же они, казаки? Откуда пошли, где их корни? Где истоки их чудодействующей силы? Многие историки в своих трудах возводят генеалогию казачества к легендарным амазонкам, скифам, сарматам и т.д. Но почему же тогда летописцы прошлого ничего не упоминают об этих мужских республиках? А первые, да и то слабые относятся лишь ко времени, когда впервые Русь поднял Великий князь Московский Дмитрий Донской. Именно к нему пришли с Дикого поля казаки «оружны аки князья и о великой милости прошали Великого князя стати в смертное место за землю Русскую». И в страшной, жестокой сече казаки пали до единого, но не отступили со своего места в передовом полку на Куликовом поле. И вновь молчат летописи. Молчат до 1549 года. Но затем стал всплеск казачьей силы. Силы и великой славы, которая не раз изумляла весь мир… Откуда же они взялись? Как приходили на Дон и как становились казаками. Вольными людьми. Теми людьми, которые кланялись лишь «Богу, Дону да лазореву цветку»…
(В.П. Бурняшев, историк, природный казак Сальского округа)
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Ключевым моментом в этом случае является этническое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем с самого раннего возраста. На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В Федеральном законе отмечается значимость «… разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Многонациональность Донского края одна из причин осознанной нами необходимости прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Святки», «Сретенье», «Масленица», «Сороки», «Пасха на Дону», «Красная горка», «Троица».Спортивные конкурсы, такие как:– «Дед, батя и я – казачья семья», «Любо, казачка», «Донцы-удальцы». Игровые программы: «В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»; праздник казачьей песни; ярмарки « Что нам осень принесла? » и др. Познавательное развитие: Казачьи промыслы: гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.
Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.
Детский сад «Солнышко» - филиал МБДОУ детского сада «Ласточка»
Историческая справка: Ива́н Ка́рпович Ша́мшев (1783; станица Кочетовская, Российская империя) — генерал-майор, из донских казаков, казачий военачальник, участник антинаполеоновских, русско-персидской и Русско-турецкой войн. Георгиевский кавалер.
На родине ему были выделены 1500 десятин земли, полагающиеся в то время генеральским чинам (Ивано-Шамшевское сельское поселение, Администрация Ростовской области)
На основании приказа МБДОУ детского сада «Ласточка» №74 от 14.11.2015 года была сформирована рабочая группа по планированию ипроведению мероприятий, предполагающих наличие в образовательной программе МБДОУ детского сада «Ласточка», рабочих программах педагогов и учебном плане детского сада «Солнышко»- филиала МБДОУ детского сада «Ласточка»регионального компонента содержания образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традиционными промыслами.
Составлен план мероприятий с назначением ответственных. Педагоги и руководитель филиала были направлены на семинар 01 декабря 2015г. В институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с участием образовательных учреждений со статусом «казачье» по теме: «Определение регламентов деятельности образовательных учреждений со статусом «казачье».
В ходе семинара были рассмотрены вопросы нормативно –правового и программно-методического обеспечения регионального компонента образовательных учреждений со статусом «казачье».
В семинаре принимали участие представители Ростовской-на-Дону Епархии, Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений РО.
Разработан раздел к образовательной программе ДОУ с учетом регионального компонента.
В целях изучения образовательного спроса и заказа участников образовательного процесса, инициативы и заинтересованности педагогического коллектива в январе 2016г. проведён круглый стол для родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников «Патриотическое воспитание дошкольников через историю Донского края».
В группах детского сада оборудованы уголки казачества, где представлены различные экспонаты казачества и казачьего быта, а также поделки по этой теме, сделанные совместно с родителями.
Созданы картотеки казачьих игр, казачьих пословиц, казачьих песен. Собран накопительный материал считалок, колыбельных, потешек и пестушек. Проведён смотр-конкурс по организации развивающей среды по региональному компоненту содержания образования, связанного с историей казачества.
Региональный компонент «Родники Дона»