03.03.2018
IMG 4737 Широка казачья масленица, весела масленица!

Масленица – древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Праздник этот истинно народный, отразивший в себе двойственность русского мироощущения, где соединялись элементы как христианских, так и языческих верований. Сроки проведения Масленицы зависят от даты главного христианского праздника Пасхи.

С точки зрения христианина, сыропустная неделя или масленица – это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. В православной традиции, в богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава опровергает мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Для казаков проводы зимы – относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке.

В Масленицу у донских казаков на улицах проводили скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей Масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовали скачки, непременно проходили состязания по владению оружием.

В 1892 году донской историк Василий Дмитриевич Сухоруков написал книгу «Общежитие Донских казаков в XVII и XVIII столетиях». В ней он описывает, как казаки праздновали Масленицу в столице донского казачества Новочеркасске:

«Масленица у предков наших праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни, главное отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба. Приготовления к сему начинались почти целым месяцем ранее; во все это время молодежь не выходила из конюшен, недосыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. Стечение было самое многолюдное: сюда выезжали и прабабушки наши со своими красавицами-дочками в нарядных возках с жаровнями. На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать.

Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжен. За ним летит юноша, который, на все скоку соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней. Устав от скачки, старики подъезжали к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя сабиралом (лучшим медом. – ред.), а молодежь украдкой ловила взоры сидевших в вокзалах прелестных затворниц.

Тогда, как здесь забавлялись скачкою на мишень, в другом месте собирались охотники на скачку другого рода, в которой сильнейшая и резвейшая лошадь одержала победу. Трем лучшим ездокам полагались призы: первому – конь со всею сбруею или большая серебряная кружка; второму – несколько аршин алаго сукна и парча; третьему – тибеньки, стремена и сафьян. Дети заводили свои скачки по улицам. В городе же в каждом доме с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек; у кого же не было их, те просверливали в пустых костях затравки или заряжали камышинки. На крыльцах домов, на улицах, на мостах – везде толпа народа, везде пальба; одни больные были прикованы к своим постелям, все прочие веселились».

Каждый день масленичной недели имел особое свое назначение: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощание, прощеное воскресенье.

Завершающим массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер. Торжественно привозили или приносили к костру чучело – «Масленицу». Под пение песен, громкие крики, чучело зимы – символ холода, тьмы и смерти сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений.

Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: вечером последнего дня масленицы, в Прощеное воскресенье, перед церковной службой просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. При этом кланялись в ноги, говоря: «Простите Христа ради».

Случалось, что в такие дни мирились многолетние недруги...

И в настоящее время Масленица – это один из любимых праздников нашего народа. Вот и жители Иваново и Васильево-Шамшево ждали его. В этом году в нашем поселении провели казачью Масленицу. Открыли праздник шествованием всего народа по площади от мала до велика с солнышками на палочке в руках и прохождением через ворота счастья. Главный атаман поздравил всех жителей с праздником и передал бразды правления на период праздничного гуляния разгульному атаману.
Юные дошколята-казачата приняли участие в празднике и исполнили песни: «Ах, Масленица», «Ой, вы морозы» и  станцевали  полечку. Маленькие казачата были весёлыми, артистичными и задорными. В гулянии приняли участие и группы ребят Дома культуры «Мелодия» и «Гармония» с музыкальными номерами «Блины», «Как вставала я ранёшенько», «Мы с тобой казаки» и т.д.

Праздник праздник получился колоритным и эмоциональным. Коллективы села прокатились на карусели, прокричали закличку и совершили подношение. После интересной развлекательной программы жители угостились блинчиками. Затем все люди, находившиеся на площади, собрались в хоровод, и казаки сожгли чучело и куклы с различными недугами. Как и в давние времена Казачья Масленица объединила людей, сблизила их! А обиды и недовольства, которые  накопились за год простились и забылись!

Косякова М.В., старший воспитатель детского сада «Солнышко» со статусом «казачье» образовательное учреждение.